— Вы когда-нибудь видели бабушку в белом жаулыке, сидящую за рулем автобуса и заправски управляющую им? Ее энергии, смелости, энтузиазма хватило бы на сотню молодых! — говорит заместитель главного редактора областной газеты «Арка ажары» Жылкыбай Жагыпаров. — Мне довелось тесно сотрудничать с Кларой-апай последние 10—12 лет, когда она выпустила несколько книг об истории Акмолинского края. Я редактор первой книги «Аулым-Атамекенiм», помогал ей издать и другие труды.
По образованию школьный учитель Клара Амиркызы в середине 60-х годов возглавила в Атбасаре городскую библиотеку № 2, где проводила литературные вечера, «круглые столы» для учеников, печаталась в местных газетах. Казалось бы, что еще нужно женщине, воспитывающей вместе с любящим мужем пятерых детей?
Ее, блестящего знатока народных дастанов и легенд, тревожила мысль о том, что забывается прошлое предков, традиции и родной язык. Идею открыть музей атбасарской и акмолинской истории горячо поддержали муж Кабдрахман, близкие и друзья. И началась долгая, кропотливая работа, захватившая ее на всю жизнь...
В выходные и праздники она ездила по аулам, беседовала со стариками, трудилась в архивах Целинограда, Кокшетау, Петропавловска, Омска, Алматы. Так она собирала по крупицам сведения о земляках — революционерах, большевиках, участниках гражданской войны, о годах коллективизации, героях Великой Отечественной...
Главной же мечтой было открыть зал досоветской казахской истории. Ведь Атбасар — земля благодатная, хранит свидетельства минувших лет. Здесь много таинственных курганов, мазаров и камней с выбитыми на них надписями.
Недаром в народе сохранились слова вещего странника Асана Кайгы, сказанные им при первом посещении этого края: «Жер жанаты, ат тџяѕын басар жер екен!». Что значит: «Райская земля достойна того, чтобы остановить коня». А в «Кочевниках» описывается камень Тамгалы-Тас, где выбиты родовые знаки — тамги всех родов и племен казахов, как священное для народа место, куда люди стекались в радостные и трудные времена. Он находится на территории современного Атбасарского района.
Весть о том, что Клара Амиркызы хочет создать музей, была с радостью встречена атбасарцами. К ней постоянно приезжали люди со всего региона и приносили то старинные чапаны и камзолы, расшитые червленым серебром, то глиняную и фарфоровую посуду из приданого прабабушек, женские украшения, сделанные руками местных ювелиров — зергеров, самовары, кожаные камчи и сбруи, инкрустированные камнями.
Большинство будущих музейных экспонатов Клара-апай собрала сама. Сначала она освоила вождение «Жигулей». Позже села за руль арендованного автобуса: в легковую машину уже не вмещались семейные реликвии, которые вначале настороженно, потом доверительно отдавали земляки.
— В шестидесятые-семидесятые годы прошлого века людей больше волновали размышления о «светлом будущем», чем история кочевников, — делится воспоминаниями заместитель главного редактора областной газеты «Акмолинская правда» Багдат Ильясова. — А Клара Амиркызы везде говорила о немодных в те времена вещах: генетической памяти народа, долге перед предками, угрозе духовного вырождения нации, забывающей свое прошлое.
Многие ее понимали и поддерживали, а некоторые пытались поумерить пыл неугомонной женщины.
— Удивительное дело, все без исключения, доброжелатели и даже недруги, подпадали под обаяние Клары-апай, — продолжает Багдат Ильясова. — Наверное, дело в гармоничном сочетании ее внешней и внутренней красоты. С бездонными сияющими глазами, с родинкой над губой она вызывала восхищение окружающих. Мягкий, нежный голос, легкая, стремительная походка, весь ее облик, жесты излучали доброту, благородство и аристократизм.
25 ноября 1978 года Атбасарский историко-краеведческий музей начал принимать первых посетителей. Он разместился на первом этаже знаменитого в городе здания начала двадцатого века, где когда-то находился первый уездный революционный комитет. На втором этаже как раз располагалась библиотека № 2. Только спустя пятнадцать лет, в 1993 году, новые власти разрешат музею занять оба этажа. Вначале он состоял из четырех отделений, понемногу один за другим появились залы истории Атбасара, быта и культуры казахского народа, природных богатств и красот края, Советской власти, целинной эпопеи и так далее.
Нынешний директор музея Саулет Балгазин двадцать лет занимается детищем Клары Амиркызы.
— Она буквально «заразила» меня своей энергией и жаждой деятельности! — восклицает Саулет Балгазин. — Я ушел из школы, чтобы заниматься только музеем, который требовал огромных физических и душевных затрат. Мы с Кларой Амиркызы приглашали историков, краеведов для консультаций по многим вопросам, скрупулезно устанавливали подлинность и правдивость тех или иных исторических фактов и событий, рассказанных старожилами. Следуя ее примеру, я научился водить и автобус — незаменимое подспорье для директора музея...
Вместе с музейным экскурсоводом Розой Тлегеновой переходим из одного зала в другой. Вот передо мной пожелтевшая фотография уроженца этих мест, одного из первых казахских революционеров Адильбека Майкутова. Фельдшер по образованию, А. Майкутов много сделал для улучшения здоровья и быта земляков, в годы гражданской войны он был расстрелян колчаковцами...
Смотрю на фотографию с изображением знаменитого памятника советскому воину-освободителю с немецкой девочкой на руках. Рядом фото рослого крепкого мужчины, зовут его Иван Степанович Одарченко. Оказывается, это он, атбасарец, послужил для ваятелей прообразом солдата легендарной Красной Армии.
Сегодня на стационарной площади музея экспонируется 9 198 предметов, из них 5 367 единиц — подлинные экспонаты. За десятилетия работы проведено более двух тысяч экскурсий, прочитана 861 лекция, организовано свыше двухсот выставок, всего различными формами музейной работы было охвачено 205 359 человек.
— Вот пример бескорыстного служения родной земле, — говорит тележурналист Амина Муржусупова. — В девяностые годы я работала на Акмолинском областном телевидении, там мы и познакомились с Кларой-апай. Для нас она стала символом настоящей казашки. «Сегiз кырлы, бiр сырлы» («мастер на все руки») — это о ней. Она выпекала необыкновенные торты и пироги, знала сотни рецептов приготовления блюд, шила платья и костюмы по собственным моделям.
Клара Амиркызы в течение пяти лет была соведущей телепрограммы, посвященной истории, быту и обычаям Северного Казахстана. В эти же годы она приступает к написанию книг «Аулым — Атамекенiм» (1993 год), «Киылган гумырлар» (1997 год), «Ата коныс — акикаты» (2001 год) и «Ата коныс — аманат» (2002 год).
— Мама словно становилась сильнее от постоянного творческого напряжения, — вспоминает дочь Гульнара Маханова, концертмейстер Евразийского национального университета имени Л. Гумилева. — Жизнь ее не баловала, в 1985 году от рака умер папа, потом этот же недуг забрал старшую сестру Агису. Мама всем нам дала высшее образование: Шихабаддин — кандидат технических наук, работает в Министерстве транспорта и коммуникаций, Болат — сотрудник МВД, Аскен — музыкальный педагог в АГУ имени Абая.
Отличник просвещения, занесенная в Золотую книгу почета КазССР, почетный гражданин Атбасара Клара Амирова долгое время пыталась открыть музей классика казахской литературы непревзойденного Ильяса Есенберлина на его родине, в Атбасаре. На словах помочь обещали многие, а в реальности понадобилось семь лет бесконечных хождений по кабинетам, бумажной волокиты, поездок в Алматы, уговоров, просьб. В итоге музей был создан в 1999 году.
По словам Саулета Балгазина, сегодня музейное дело в Атбасаре окрепло и твердо стоит на ногах. Их поддерживает акимат района, помогают неправительственные организации, учебные заведения города. Главное, что атбасарцы берегут сокровище, собранное и взлелеянное для них руками одного человека.
Преклоняю свою голову перед энтузиастами своего дела... Мы стали забывать свою историю, а зачастую своих дедов и прадедов....Преемственность поколений прервалась и это печально..